Батыр казахского народа

В честь 150-летия первого профессионального казахского борца Хаджимукана Мунайтпасова, чье имя прочно вписано в историю отечественного и мирового спорта, в Национальной библиотеке РК проходит большая выставка «Күш атасы – Қажымұқан», которая приурочена к 30-летию Независимости страны.

Вызов звездам борцовского ковра

Талантливый борец-самородок Хаджимукан (1871–1948) в короткие сроки смог добиться поразительных успехов и встать вровень с известными в те времена силачами Европы, Азии и Америки. Вчерашний батрак из Акмолинской волос­ти, он ­осмелился бросить вызов таким звездам борцовского ковра, как тогдашние чемпионы мира по французской борьбе Поль Поне, Лоран Бокаруа, Иесс Педерсон. И вышел из схватки с ними победителем, завоевав титул чемпио­на мира.

О жизни и нелегкой судьбе Хаджимукана в мире профессионального спорта рассказывается в документальной повес­ти Алимкула Буркитбае­ва. Его книга в чис­ле первых открывает книжную экспозицию, где Национальная библиотека представила уникальные материалы из фонда книжных и периодических изданий. А также подборку фотографий легендарного борца, среди которых внимание привлекает снимок Хаджимукана с великим казахским певцом, актером и музыкантом Амре Кашаубаевым. На выставке можно ознакомиться и с описаниями документов из электронного каталога «Казахстан: прошлое и настоящее». Из них 200 – на русском и 800 – на казахском языке.

Повесть Алимкула Буркитбаева, изданная в 1980-х, представляет интерес прежде всего потому, что в нее вошли неиз­вестные данные о раннем периоде жизни борца. Автор в течение многих лет буквально по крупицам собирал документальные сведения о батыре, в том числе воспоминания его друзей, знакомых, и смог восстановить многие эпизоды из жизни замечательного атлета.

Повесть начинается с рассказа о крайней нужде отца Мукана – бедняка Мунайтпаса, который пас байский скот, летом жил в латаной-перелатаной юрте, а зимой – в саманной развалюхе. Едва маленький Мукан дорос до ступицы колеса арбы, как его приставили ходить за овцами. С хворостиной в руке да куском черствой лепешки и катышком курта за пазухой дни напролет он пропадал в степи. А вечером у кизячного костра мать готовила жидкую сорпу и извлекала из поцарапанных ступней сына бесчисленные занозы.

Потом матери не стало. И для Мукана потянулись серые дни, похожие друг на друга, как ягнята-близнецы. Он рос без присмот­ра, словно сорная трава, однако к 16 годам вымахал так, что стал едва не выше всех мужчин в ауле. «Будет твой сын батыром», – говорили аксакалы Мунайтпасу. Но отцу не довелось увидеть успехов сына. Зимой, в метель, разыскивая отбившихся овец, он простудился и умер в горячке.

Тогда Мукан решился ехать на заработки. Но баю Монке, у которого батрачил Мунайтпас, не хотелось упускать хорошего, а главное, почти дармового работника. Он что-то говорил юноше про долги, которые сын, мол, должен выплатить за отца. В ответ Мукан махнул рукой: «За долги, если они были, возьмите нашу юрту». И ушел навст­речу неизвестности…

«Своим счастьем я обязан Мукану»

Сила, которой природа одарила Мукана, крепла год от года. На его подбородке еще не пробился пушок, а он уже мог тягаться с известными на всю степь силачами. В те годы с юношей Муканом случайно познакомился парень по имени Жакуп Аймагамбетов. Много позже он стал уважаемым аксакалом совхоза «Алга» Жамбылской области и оставил воспоминания о дружбе с Муканом и о том, как тот помог ему украсть невесту.

«Первая наша встреча произошла случайно, – рассказывал Жакуп Аймагамбетов. – Вдвоем со старшим братом мы ехали в Акмолинск. Погода стояла дожд­ливая, когда мы подъехали к броду через Нуру и увидели, что речка вздулась. Ждать, пока спадет вода, мы не могли, и тут же были наказаны за опрометчивость: на середине реки телега застряла, сколько бы ни толкали ее, сколько бы ни хлес­тали лошадь. Мокрые и злые выбрались на берег, и тут к нам подошел здоровенный парень в голубой рубахе и выцветшей тюбетейке на бритой голове.

«Что, почтенные, засела ваша телега?» – спросил он, будто не видел сам. «Ты, джигит, лучше скажи, где здесь можно достать пару волов», – хмуро ответил мой брат. «Зачем волы? – сказал джигит. – Выпрягите лошадь, я попробую вытянуть арбу». «Не морочь голову! – рассердился я. – Здесь и волам нелегко будет справиться». «Ладно, Жакуп, распряги, – согласился мой брат и насмешливо добавил: – Судя по всему, к нам пожаловал сам ангел Джабраил».

Незнакомец сбросил рубаху, вошел в речку и взялся за оглоб­ли. Он напрягся, склонившись почти до самой воды, спина его взбугрилась мышцами. И случилось чудо – шаг за шагом он вытянул телегу к берегу. Мы не верили своим глазам. Разве может быть такая сила у мальчишки?! И кинулись благодарить его. На вопрос моего брата о родителях Мукан (так представился незнакомец) опус­тил голову: «Ағай, я сирота». «Тогда считай нас своими братьями!» – от души ответил я».

Украсть невесту для друга

«Радостные, мы распрощались, не предполагая, что вскоре встретимся и что нам снова понадобится его помощь.

Дело в том, что в Омске я позна­комился с девушкой по имени Куралай, она училась в школе-интернате для детей аульных богачей. Девушка была веселой и тоненькой, как лоза. Мы полюбили друг друга и дали обет пожениться. Когда мои родители отправили сватов, ее отец, считая меня «черной костью», не согласился на свадьбу.

Я тайком съездил в аул Куралай. Она, как и я, горевала, сказала, что лучше умрет, чем выйдет замуж за горбатого сына акмолинского купца, которого ей присмотрел отец. Если я ее люблю по-настоящему, сказала Куралай, то она готова со мной бежать. Я очень обрадовался, посоветовался с братом, и он согласился, что другого выхода для нас нет. «Только без надежного товарища нам не обойтись», – добавил он. И тут я вспомнил о Мукане, и уже на другой день мы поехали искать нашего наз­ванного брата-силача.

Мукана мы нашли на покосе, в то время он батрачил у русского купца. В общем, я рассказал ему о нашем щекотливом деле. «Куралай – знакомое имя, чья она дочь?» – спросил Мукан. – «Бая Монке». – «Что ж, если это дочь бая Монке, то я согласен помочь. Когда я уходил из аула, то бай талдычил мне про отцовский долг, теперь-то я рассчитаюсь с толстопузым сородичем».

Вот и настала долгожданная ночь, побег был назначен после полуночи. Важно, что мать Куралай всей душой была на нашей стороне. Вдвоем с Муканом мы подъехали к аулу, ждали долго, пока, наконец, не послышались тихие шаги девушки и ее матери с большим узлом в руках. Мать с плачем попрощалась с дочерью, мы усадили Куралай на лошадь и двинулись в темноту.

Казалось, все складывалось хорошо, как вдруг сзади послышался топот коней и крики, которые настигали нас. «Придется драться! – крикнул Мукан. – Вы езжайте вперед, а я их задержу». Он поднял коня на дыбы и повернул навстречу преследователям – брату Куралай и другим ее родственникам.

Я боялся оставлять девушку одну, но в то же время меня грызла совесть, что бросил друга. «Скачи прямо по дороге, – наказал я Куралай. – Досчитай до пятисот, остановись и жди. Кто за тобой приедет – решит Аллах». Но оказалось, что помощь моя уже не нужна: четверых преследователей Мукан сбросил на землю, другие двое или трое в страхе ускакали обратно в аул.

Избавившись от погони, мы нагнали Куралай, а на рассвете в условленном месте нас встретил мой брат со свежими лошадьми. Теперь уже вчетвером мы ушли в сторону Бетпакдалы. Вот так случилось, что счастьем своей жизни я обязан нашему знаменитому батыру Мукану. Такое не забывается никогда».

«Из парня получится отличный атлет»

В весенние дни 1904 года в Петропавловске произошла встреча, во многом определившая судьбу Мукана. Это была встреча с атлетом Андреем Злобиным.

Накануне празднования Рамазана мусульманская община Петропавловска устраивала соревнования борцов. В тот год по приглашению в них участвовал гастролировавший по Сибири Андрей Злобин. Пос­мотреть состязания атлетов пришли Мукан и его приятель Абдулла. Узнав, что Мукану уже приходилось бороться, Абдулла обрадовался: «Вдруг выйдешь победителем? Награда, я слышал, будет хорошая».

«Приглашаем всех желающих побороться с известным русским батыром Злобиным!» – созывал народ молодой татарин. Мукан вышел вперед, но свой первый бой с профессиональным спортсменом проиграл. Однако не был огорчен. Абдулле он объяснил, что выиграл на самом деле больше, так как узнал, что такое профессиональная борьба. Абдулла поддержал приятеля: «В Москву бы тебе поехать или в Петербург. Там борцов много, говорят, и школы борцовские есть».

Встреча со Злобиным для Мукана оказалась не случайной, в тот день, образно говоря, взошла его звезда. Дело в том, что Злобин получил из Петербурга письмо от известного в борцовском мире Ивана Лебедева, который просил подыскать ему молодежь, подходящую для атлетических соревнований.

Андрей Злобин подошел к Мукану: «Парень, ты просто рожден для борьбы, тебе нужен хороший учитель, хочешь поехать в столицу?» – «Поеду», – пугаясь собственной смелос­ти, кивнул Мукан. Уезжая из Петропавловска вместе с деньгами, впервые заработанными на борцовском ковре, он увозил рекомендательное письмо Лебедеву. «Сила у Мукана Мунайтпасова огромная, на себе испытал, – писал Злобин. – Думаю, из парня получится отличный атлет».

Говорят, что именно Иван Лебедев придумал Хаджимукану псевдоним Ямагата Муханура, который якобы был грозным самураем и телохранителем японского императора. Все это придумывалось, чтобы прив­лечь публику на выступления казахского борца.

Самолет имени Амангельды Иманова

В газетных публикациях, книгах и рассказах о Хаджимукане, которые представлены на выс­тавке в Национальной библио­теке, нынешнему любителю спортивной борьбы может показаться странным то, что не упоминаются такие понятия, как весовая категория, спортивный разряд, победа или поражение по очкам. Дело в том, что в начале ХХ века борьба как самостоя­тельный вид спорта только-только выделялась из той суммы силовых упражнений, которую объединяли одним словом – атлетика. Основным полем деятельности для силачей в те годы служила цирковая арена. На манежах проходили и каждодневные выступ­ления борцов, и международные турниры, и чемпионаты мира.

Выступая на манеже, Хаджимукан носил на плечах бочку с водой весом 500 кг, поднимал верблюда, рвал цепи, кружился с бревном, на котором висели двадцать человек. А на его груди разбивали кувалдой двадцатипудовую каменную глыбу.

Вот как вспоминал о Хаджимукане прославленный борец Василий Ярков, неоднократно выступавший вместе с ним: «Многих, с кем он был знаком, Хаджимукан подкупал своим темпераментом, открытой душой, верностью узам товарищест­ва, любовью к родной казахской земле. Мне запомнилась не только его колоссальная сила, завидная ловкость, филигранная техника, но и поразительное умение тактически грамотно строить поединок на ковре. У него, казалось, не было чувства страха ни перед каким противником».

В первые годы советской власти Хаджимукан активно включился в общественную жизнь. Под его руководством создавались цирки в Оренбурге и Семипалатинске, в которых он проводил крупные борцовские турниры. Потом он соб­рал небольшую труппу артис­тов и вместе с передвижным цирком разъезжал по далеким аулам. Основную часть выручки Хаджимукан передавал на строительство школ, больниц, клубов. Также активно он пропагандировал физическую культуру, помогал создавать атлетические кружки.

В 1927 году КазЦИК за заслуги в развитии физической культуры и спорта и за активное участие в социалистичес­ком строительстве присвоил Хаджимукану Мунайтпасову почетное звание «Батыр казахского народа».

В годы Великой Отечественной войны постаревший уже атлет снова горячо взялся за дело. Он создал передвижной цирк, артис­ты которого выступали перед воинами, уходившими на фронт, перед рабочими заводов и рудников, колхозниками. Из своих личных средств Хаджимукан внес в фонд Победы 100 тысяч советских рублей. На эти средства построили самолет-истребитель, которому присвоили имя казахского национального героя Амангельды Иманова. А воевал на нем земляк Хаджимукана – летчик Кажибай Шалабаев.

Достойная приставка к имени

Еще один раритет, связанный с Хаджимуканом, хранится в Центральном государственном музее РК. Это шапка-ушанка знаменитого казахского спорт­смена, впервые завоевавшего титул чемпиона мира по французской борьбе, а затем многократно побеждавшего на других мировых чемпионатах по классической борьбе среди тяжеловесов.

Головной убор чудом сохранился благодаря усилиям государственного и общественного деятеля, ученого-этнографа Узбекали Жанибекова. Он обнаружил шапку в семье жительницы села Шаульдер Южно-Казахстанской области Забиры Кулымбетовой. Она вспоминала, что ее мать сама попросила эту шапку в подарок у Хаджимукана, чтобы сила и доброта великого богатыря передались ее внукам и правнукам. Конечно, палуан подарил шапку. Хаджимукан имел много наград и медалей, и большинство из них он также раздал нуждающимся людям. Он действительно имел большое доброе сердце.

И еще интересная информация. Мукан Мунайтпасов в 1909–1911 годах в рамках турне по Турции успешно выступил в схватках с сильнейшими борцами тех лет. Именно после этого в его имени появилась приставка «хаджи» – так высоко (как паломничество по святым местам) оценили единоверцы покорение Муканом борцовской Турции. С приставкой «хаджи» к своему имени Мунайтпасов стал извес­тен во всем мире.

Источник: Газета «Казахстанская правда»

Пікір қалдыру

Сіздің почтаңыз көрінбейді. Толтыру міндетті *

*

x

Check Also

Год рабочих профессий: объявлено о запуске новой жилищной программы для технических специалистов «Наурыз жұмыскер»

В рамках инициированного Главой государства Года рабочих профессий Правительством принимаются меры поддержки технических специалистов, сообщает Primeminister.kz. По поручению Премьер-министра Олжаса ...

Жұмысшы мамандықтары жылы: техникалық мамандарға арналған «Наурыз жұмыскер» жаңа тұрғын үй бағдарламасы іске қосылғаны туралы жарияланды

Үкіметте Мемлекет басшысының бастамасымен қолға алынған Жұмысшы мамандықтары жылы аясында техникалық мамандарды қолдау шараларын қабылдануда, деп хабарлайды Primeminister.kz. Премьер-Министр Олжас Бектеновтің ...