Известную в Казахстане благотворительными сборами для палестинцев и для пострадавших от паводков Перизат Кайрат приговорили к 10 годам лишения свободы. Кайрат и ее мать Гани Алашбаеву признали виновными в растрате благотворительных средств и оценили сумму хищений в 3,5 млрд тенге (6,6 млн долларов). Экс-глава благотворительной организации не признала вину.
В Астане завершился суд над известной общественной деятельницей Перизат Кайрат и ее матерью Гани Алашбаевой — обеих признали виновными в мошенничестве и отмывании денег, собранных во время благотворительных кампаний.
Кайрат суд назначил 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Ее матери дали семь лет колонии. Гособвинение просило 10 лет для Кайрат и 8 лет для Алашбаевой.
Сумму хищений следствие оценило в 3,5 млрд тенге (6,6 млн долларов). Большая часть этих средств — 1,9 млрд тенге (3,5 млн долларов) — были пожертвованиями казахстанцев на помощь соотечественникам, пострадавшим от масштабных паводков весной 2024 года. Тогда затопило более 16 тысяч населенных пунктов на севере Казахстана, власти страны признали, что это было «крупнейшим бедствием за 80 лет».
Именно на волне общественного недовольства 33-летняя Перизат Кайрат приобрела известность и популярность. Она опубликовала пост в инстаграме, раскритиковав чиновников и президента Касым-Жомарта Токаева за недостаточную подготовку к паводкам и коррупцию. Позже Кайрат удалила публикацию и открыла сборы для пострадавших от катастрофы через свой фонд Biz Birgemiz Qazaqstan (с казахского «Мы вместе Казахстан»).
Для поддержки этой кампании казахстанские блогеры-миллионники записали видеоролик с призывами сделать пожертвования. В ролике приняли участие Карина Оксукпаева, Мадина Мамадалиева, Биржан Ашим, Наталья Синяк и другие популярные блогеры.
Как утверждает следствие, на присвоенные средства Кайрат и ее мать приобрели элитную недвижимость — три квартиры в Астане и три автомобиля, миллионы тенге также были потрачены на драгоценности и альтернативную медицину.
Связь с правящей партией Amanat
Еще в ноябре 2018 года казахский благотворительный фонд Наlук запустил интернет-платформу birgemiz.kz для пожертвований. Платформа обрела популярность во время пандемии коронавируса — казахстанцы жертвовали деньги для борьбы инфекцией под лозунгом «Біз біргеміз» (с казахского: «Мы вместе»).
Через несколько лет, в июне 2021 года, Перизат Кайрат зарегистрировала в Астане благотворительный фонд с похожим названием — Biz Birgemiz Qazaqstan. Организация позиционировала себя как общенациональное волонтерское движение, в котором состоят более 15 тысяч человек.
На суде против Кайрат стало известно, что волонтерское движение было инициировано заместителем председателя правящей партии Nur Otan (новое название Amanat) Бауыржана Байбека. По задумке партии, в каждом регионе должны были открыться волонтерские центры для «оперативного реагирования».
Следствие же утверждает, что при создании фонда Biz Birgemiz Qazaqstan были подделаны подписи девяти учредителей, а сам фонд был зарегистрирован по адресу PlayStation-клуба в Астане.
Сама Кайрат настаивает, что фонд связан напрямую с Байбеком и партией Amanat. Перед допросом потерпевших она попросила вызвать уже бывшего зампреда партии Бауыржана Байбека в суд для дачи показаний.
«Я якобы создала [фонд] вместе со своей мамой и подделала подписи, в то время как он был создан при партии [Nur Otan] под руководством Бауыржана Байбека. Все учредители, кроме меня, являются бывшими и еще действующими сотрудниками партии», — сказала Кайрат.
В итоге Байбек не был вызван в суд для дачи показаний и никак не прокомментировал связь с благотворительным фондом.
51-летний политик в прошлом был замруководителя администрации первого президента Нурсултана Назарбаева, затем его назначили на пост первого зампредседателя партии Nur Otan. Эту должность он занимал дважды в разные периоды времени — второй его срок на этом посту был с июня 2019 года по январь 2022 года.
Благотворительный сбор для палестинцев
С 2022 года Кайрат и фонд Biz Birgemiz Qazaqstan провели несколько крупных благотворительных кампаний, в том числе для помощи пострадавшим от землетрясения в Турции и для помощи палестинцам.
Фонд собрал для жителей Газы более 566 миллионов тенге (более 1 млн долларов), из которых только 7,4 миллиона (13 тысяч долларов) были переведены по назначению. Большая часть средств, по версии следствия, была потрачена на покупку автомобиля Mercedes-Benz EQE и квартиры в элитном ЖК в Астане.
Прокурор Арман Кизикен рассказал на суде, что Кайрат не признала вину по этому эпизоду и дала показания, что вывозила деньги наличными на палестинские территории.
«Поскольку [Кайрат] опасалась, что в случае перечисления денег через банковские переводы это могло быть расценено как финансирование военного конфликта. Этим Кайрат пыталась объяснить свои многочисленные выезды за границу. Вместе с тем, уважаемый суд, эти поездки сопровождались дорогостоящими покупками в Объединенных Арабских Эмиратах», — добавил прокурор.
Другой эпизод дела — открытие реабилитационного центра в Казахстане для детей с инвалидностью. Для строительства центра в 2021 году Кайрат организовала благотворительный аукцион и собрала более 21 млн тенге (390 тыс. долларов) — значительную часть, утверждает следствие, обвиняемая потратила на свои нужды, например, на поездку в Дубай, проживание в отелях и покупку люксовой одежды. Реабилитационный центр так и не был построен.
«Самый хороший год»
Суд над Перизат Кайрат и ее матерью Гани Алашбаевой начался 9 июля и завершился чуть более чем за две недели — 25 июля.
Судебные разбирательства проходили частично в закрытом режиме, поскольку материалы дела содержат конфиденциальные данные, включая документы, защищенные банковской тайной.
Казахские СМИ подали жалобу на действия судьи, обвинив его в «создании препятствий в осуществлении профессиональной деятельности» — поскольку журналистам не сообщили о начале судебных разбирательств и не допустили в зал суда, запретив вести прямые эфиры.
Заседание с последним словом обвиняемых провели в закрытом режиме, не разрешив журналистам присутствовать и освещать позицию Кайрат и ее матери.
Ранее, во время прения сторон обе обвиняемые не признали вину ни по одному из эпизодов. Алашбаева вовсе отказалась давать показания в суде.
Гособвинение же считает, что вина обеих женщин доказана. В ходе судебных заседаний прокуроры указали на видео, обнаруженное в телефоне Кайрат. В ролике запечатлен чемодан, набитый 20-тысячными купюрами тенге. Голос за кадром отмечает: «Ну что сказать, самый хороший год. Аллаға шүкір (с казахского — «слава богу»)». Прокуроры не стали уточнять дату съемки и сумму денег в чемодане.
За время своей деятельности, подсчитало следствие, Кайрат и ее мать купили три квартиры в элитных жилых комплексах в Астане за 323 млн тенге (600 тыс. долларов), дом в коттеджном городке стоимостью в 150 млн тенге (278 тыс. долларов), три автомобиля премиум класса за 170 млн (315 тыс. долларов), а также брендовые одежду, аксессуары и драгоценности на 158 млн тенге (294 тыс. долларов).
Адвокаты Кайрат уже заявили, что обжалуют приговор.
Источник: «BBC News«