Одна из личных вещей легендарного борца, батыра казахских степей, нашего земляка Кажымукана Мунайтпасова находится в личной коллекции жителя Кокшетау Рахата Барысулы. Это — старинная рубашка, которая на протяжении всей жизни служит для него своеобразным талисманом, и он уверен, что это единственная личная вещь известного борца, которая дошла до наших дней.
— История рубашки Кажымукана — один из неизвестных эпизодов жизни легендарного палуана, — рассказывает Рахат Барысулы. — Именно в нее завернул меня, тогда новорожденного младенца, Кажымукан. По словам моих родителей, мамы Акбопе и отца Барыса, у них дети через несколько дней после рождения умирали. Я родился в 1945 году. Как потом вспоминали родители, врачи давали самый неутешительный прогноз.
Не спадала температура, ребенок таял на глазах. В это время в гости к Барысу приехал известный казахстанский борец Кажымукан. Их знакомство состоялось еще в Москве, где учился в зооветинституте Барыс.
Гость потребовал показать малыша. Мама в слезы — ребенок умирает. А Кажымукан взял из люльки младенца, долго держал, разглядывая, на вытянутой руке, затем снял с себя рубашку, завернул в нее новорожденного.
— Начинай той, — обратился он к отцу, — твой сын будет жить.
Наутро, когда ребенок проснулся, врачи сказали, что кризис миновал. И до сих пор необъяснимым образом рубашка помогает ее владельцу.
— Я считаю, что рубашка — талисман. Мы иногда забывали, а то поколение, которое росло с отцом, они помнили и, нет-нет, напоминали. Иногда вытащу, приложу к себе и проходит боль.
Это необъяснимо, — рассказывает Рахат-ага.
Старейшины рода попросили палуана дать малышу имя и свое благословение. Имя Рахат дал нашему герою именно Кажымукан. А
благословение, как слово в слово потом передала мама, было коротким: «Пусть Рахат умрет в тот день, когда не сможет обслужить себя», — сказал великий борец.
Надо отметить, что после Рахата в семье родилось еще шестеро детей. — Вообще по воспоминаниям моей мамы рождение моих сестер и братьев предсказал Кажымукан, — рассказывает Рахат-ага. — Однажды мама во сне увидела семь звезд. Самое интересное, когда Кажымукан был в гостях у родителей, он, оказывается, сам обратился к маме: «Келин (сноха), ты же сон видела. Ну-ка, расскажи.» Когда мама передала содержание сна, знаменитый борец сказал: «Звезды — это ваши будущие дети».
«По воспоминаниям моих родителей, Кажымукан был очень одаренным человеком. Он знал несколько языков, в том числе польский и французский, знал великое множество легенд и поэм, часто читал стихи. Но были ли они авторские или он декламировал чужие, родители не знали», — говорит Рахат-ага.
— Желающих приобрести реликвию было много, — вспоминает Рахат-ага. — Когда я был школьником, к отцу приезжал из Польши Диновецкий. Его 9-летним мальчиком освободил из рабства Кажымукан, заплатив за него свои сбережения. Но отец отказал ему.
Рубашка осталась в семье. Бабушка не позволила ее стирать. Она хранит дух Кажымукана и будет служить оберегом для всей семьи, решила она. Когда я стал взрослым, мама рассказала мне эту историю и передала рубашку. «Она твой талисман, — сказала она, — береги ее».
— И на протяжении 65 лет она является талисманом нашей семьи, — говорит Рахат-ага.
Вот такая история. Сама рубашка очень внушительных размеров, сшита вручную. Поражают стежки, выполненные просто филигранно. Их не тронуло время.
Галия АШКЕНОВА
Газета «Акмолинская правда» (03.08.2010)